On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]

<Православия наставниче, /
благочестия учителю и чистоты, /
Вышенский подвижниче святителю Феофане богомудре, /
писаньми твоими Слово Божие изъяснил еси /
и всем верным путь ко спасению указал еси, /
моли Христа Бога спастися душам нашим.
Правила форума
Чат "Клон"


АвторСообщение
Глобальный модератор




Сообщение: 8231
Зарегистрирован: 13.01.07
Откуда: Россия, Сургут
Репутация: 31

Награды: Особая благодарность господину Глобальному модератору за раздел Православный календарь! Спаси Господи!Благодарность господину Глобальному Модератору за активность на форуме!!!Благодарность господину Глобальному Модератору за активность на форуме!!!За ежедневную и важную работу на форуме от LetБлагодарность за активную работу на форуме. П. Б.За верность форуму! админ
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.04.14 05:04. Заголовок: Храмовая скульптура


Неожиданный Христос: что мы знаем о русской храмовой скульптуре?

Традиция храмовой скульптуры на Руси жила и развивалась довольно успешно. Но об этом упоминают не очень часто.

Дарья Менделеева | 18 апреля 2014 г.

20 апреля завершает свою работу выставка «Под сводами русского храма. Церковная деревянная скульптура XVII–XIX веков» в Государственном музее архитектуры имени А.В. Щусева. Корреспондент «Правмира» посетил экспозицию и попытался поразмышлять над работами древних мастеров.



Скульптура в храме

Бытует устойчивое мнение, что скульптурные изображения в храме православием запрещены. Если начать разбираться в вопросе, то окажется это не так.

Лишь в Деяниях VII Вселенского Собора мы найдём послание св. патриарха Германа Клавдиапольскому епископу Фоме, в котором он осторожно подчёркивает: возникшая у христиан традиция живописных икон «более прилична», нежели римский обычай воздвигать в память тех или иных событий медные статуи (которые, тем не менее, первыми христианами тоже использовались).

Гораздо позже и гораздо резче высказался по поводу храмовой скульптуры российский Святейший Синод, которому в 1722 году не угодили разом обычай, «вкравшийся» на Русь «от римлян и поляков» и «неискусные злокозненные невежды-иконники» (и ещё неизвестно, что больше).

Между тем, традиция храмовой скульптуры на Руси продолжала развиваться, питаясь сразу от нескольких источников – северорусской народной деревянной скульптуры; католических влияний, которые действительно наблюдались в русском искусстве, начиная с эпохи барокко и более поздней скульптуры классицизма.

Поддерживалось существование скульптуры также популярностью барочных резных иконостасов (чаще всего – с цветочным орнаментом), да разными образцами храмовой пластики вроде дарохранительниц.


Дарохранительница. XVIII век

Как видим, русская храмовая скульптура XVIII-XIX веков представляет собой очень пёстрое явление. Зато по каждой отдельной работе здесь можно хорошо представить, в рамках какой именно традиции находился художник.

Такие разные

Собирать храмовую скульптуру в России начали ещё в 1930-е годы, спасая её из разрушенных храмов. Искусствоведы утверждают, что именно первая подобная экспозиция, устроенная в 1935 году в галерее Большого Собора Донского монастыря, спасла от разрушения сам храм.


Экспозиция деревянной скульпторы в галерее Большого собора Донского монастыря. 1935 год

И всё же, даже в новом собрании, вырванные из храмовых интерьеров, скульптуры выглядят этакими сиротами. В других случаях необычная обстановка музейного зала позволяет подсмотреть секреты художников, очевидно рассчитывавших, что в храме на их творения зритель будет видеть лишь с определённого ракурса.

Например, скульптура Иоанна Богослова, если подойти к ней чуть сбоку, оказывается наполовину плоской. Это – почти горельеф, на который зритель должен был смотреть строго во фронт.


Иоанн Богослов. XIX век

С традициями народной скульптуры очевидно связаны Распятие и Христос в темнице XVIII века.


Распятие. XVIII век

Изображение человеческого тела – поза, мышечное строение, выражение лица – здесь пока условны. Руки Христа в распятии повторяют очертания утраченного креста так, будто приклеены к нему намертво и не имеют собственного веса.

Незначительную динамику, живость изображению, придают лишь поворот головы Христа в Распятии и скрещенные бессильно брошенные кисти рук Христа в темнице:


Христос в темнице XVIII век. Вологодская область

Ещё одно изображение Христа в темнице продолжает интересную народную традицию. Оказывается, в народной скульптуре сложился именно такой канон изображения Страстей – избитый стражниками Христос в терновом венце в тяжёлых раздумьях приложил руку к уху.

Следы тернового венца на челе и рубцы на теле Спасителя для большей достоверности художник нарисовал темперой.


Христос в темнице. Поволжье. XVIII-XIX век

Были среди скульптур на выставке и такие, в которых явно прослеживалось влияние западного искусства: Ветхозаветный первосвященник – вытянутая фигура, словно бы сошедшая со стен какого-нибудь готического собора


Фигура ветхозаветного первосвященника. Фрагмент иконостаса. Середина XVIII века

и стражник – пышноусый польский шляхтич в античном шлеме и кирасе.


Бюст стражника. XVIII век

Причём создатель Стражника очевидно обучался в Европе и проявил в своём творении немалое мастерство, равно как и знание анатомии. Только посмотрите на то, как изображены здесь сведённые ключицы и натянутые мышцы предплечья!

Очевидно, знаком с образцами классической скульптуры был и создатель Христа-Вседержителя.


Христос-Вседержитель. Середина XVIII века

Пожалуй, более всего удивляет в его скульптуре – материал, из которого она сделана. Согласитесь, столь тонкую работу куда легче представить в мраморе, чем в дереве.

Дополняли представленное собрание поволжская Богоматерь – яркое продолжение народной традиции, этакая то ли боярыня Морозова, то ли мама шамана,


Богоматерь. Поволжье. XIX век

барочный, румяный, словно бы кукольный ангел


Ангел, XVIII век

и ещё один Иоанн Богослов, почему-то представившийся скульптору удивлённым простецом, больше похожим на сказочного Емелю.


Иоанн Богослов, середина XVIII века

Вот такой была русская храмовая скульптура – где-то мáстерская, а где-то наивная попытка представить евангельские события не просто в красках, но в позах, жестах, эмоциях и формах. Ведь можно мыслить и так.

Источник: www.pravmir.ru

Не можешь изменить обстоятельства, измени свое отношение к ним! Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Новых ответов нет


Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 12
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет



CIROTA.RU
Форум Помоги делом БФ Человек и его вера Мастерская Павла Дикова
Сайт о ручной вышивке
Сайт прихода с. Аньково
Чат для православных Сайт о квадрoциклах