On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]

<Православия наставниче, /
благочестия учителю и чистоты, /
Вышенский подвижниче святителю Феофане богомудре, /
писаньми твоими Слово Божие изъяснил еси /
и всем верным путь ко спасению указал еси, /
моли Христа Бога спастися душам нашим.
Правила форума
Чат "Клон"


АвторСообщение
постоянный участник




Сообщение: 5478
Настроение: кофейное
Зарегистрирован: 01.05.06
Откуда: Россия, Москва
Репутация: 20

Награды: Наша дорогая модератор неусыпно следит за порядком на форуме, за что ей большая благодарность!За искренность,за женственность!За ответственность!За верность форуму!
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.11.13 12:17. Заголовок: О романе Булгакова "Мастер и Маргарита"


Недавно перечитала роман Булгакова "Мастер и Маргарита". Хочу поделиться своим взглядом на него.

Мыслей очень много. Попытаюсь привести их в относительный порядок.

Сначала я бы отметила следующее. Историю Понтия Пилата в книге в оригинале знают трое. Воланд, в начале книге, рассказывающий ее Берлиозу и Бездомному. Мастер, который написал уже к тому моменту роман, и мы знаем, что рассказ Воланда - это дословная глава из романа Мастера. И впоследствии Иван Бездомный во сне видит все в точности, как описано в романе Мастера. Получается, что между этими тремя есть более, чем определенная связь. Когда Бездомный и Мастер встречаются в сумасшедшем доме, Бездомный рассказывает свою душераздерающую историю встречи с Воландом Мастеру и из разговора становится понятно, что Мастер хорошо знает Воланда. Однако же, когда в конце романа Мастер предстает перед Воландом, из вопросов Воланда к Мастеру выходит, что Воланд Мастера не знает и о романе о Понтии Пилате тоже понятия не имеет. Но такое чудесное совпадение и стопроцентное словесное попадание Воланда в его рассказе на Патриарших прудах в слова романа Мастера невозможно. Текст один и тот же и неевозможно назвать это случайностью. Значит, Воланд зачем-то маскируется, делая вид, что не знает Мастера. Но автор у этого опуса может быть только один. Когда Воланд рассказывает эту историю, он утверждает, что он там был и все видел и слышал сам. Мастер там быть не мог. Значит это Воланд каким-то образом транслирует Мастеру роман. Кстати, не стоит забывать, что значит слово "мастер". Мастер это не только тот, что что-то делает мастерски. Мастер - это тот, кто делает некий заказ, мастер - это не творец, а исполнитель.

Зачем Воланд транслирует Мастеру этот роман? Попробуем разобраться. Когда Воланд встречается с Берлиозом и Бездомным на Патриарших, больше всего его поражает, что они не верят в Иисуса (кстати, просто Иисуса, слово Христос не употребляется почему-то). И он начинает утверждать, что Иисус существовал, а когда Берлиоз вежливо говорит, что хотелось бы каких-то доказательств, Воланд безапеляционно заявляет, что доказательств этому никаких не требуется, мол, так было и все тут, после чего начинает рассказывать историю о Понтии Пилате и об Иешуа. Значит, Воланду зачем-то нужно, чтобы люди поверили, что Иисус был. Для этого он и транслировал историю Мастеру. Но зачем это нужно Воланду? Я слышала версии, что Воланду это нужно для того, чтобы таким образом показать людям, что если был Иисус, то есть и дьявол. Но мне эта версия кажется не очень логичной. Я скорее придерживаюсь следующей версии : из романа о Пилате мы понимаем, что Иешуа - это вовсе не Иисус Христос, Спаситель, сын Божий, а бродячий философ, образом которого воспользовались для создания христианской религии. Воланд понимает, что не смотря на период всеобщего безбожья, все еще может очень сильно измениться и люди вспомнят Христа. Поэтому логично не пытаться искоренить этот образ, а логично его максимально исказить, обезвредить так сказать.

Почему Воланд рассказывает историю о Пилате и Иешуа именно Берлиозу и Бездомному? Берлиоз не просто безбожник , а воинствующий безбожник, он заказал Бездомному антирелигиозную поэму для своего журнала и распекает Бездомного за то, что Иисус получился у него слишком уж убедительным, таким, что ясно, что он все-таки существовал. Последствия общения Берлиоза и Воланда плачевные для Берлиоза, ему отрезают голову. Это, кстати, оказалось очень дальновидно. Позже объясню почему. Но все же главная цель Воланда - это Бездомный. К этому времени Мастер уже написал свой роман, при помощи Маргариты публикуется отрывок этого романа, после чего роман критикуют в пух и прах. Мастер раздавлен, постепенно его начинают одолевать страхи, он чувствует, что даже физически он начинает заболевать от своих страхов и он сжигает роман, остается несожженой лишь одна глава, благодаря подоспевшей Маргарите. А затем за Мастером пришли и он исчезает. Кто мог прийти в то время? Ну разумеется, его забрали органы. Затем его выпустили, но уже окончательно сломленным. После этого он и попал в сумасшедший дом. Итак, романа фактически нет, Мастер - по сути труп, он уже не восстановит роман. Воланду нужен кто-то другой для осуществления своего плана с романом. И этот кто-то Иван Бездомный, которого Мастер впоследствии назовет своим учеником.

Итак, Мастер больше не нужен Воланду, у Мастера осталась последняя функция - передать свой опыт Бездомному. Поэтому Бездомный и попадает в сумасшедший дом, где к нему приходит Мастер. Однако, с Мастера есть еще чем поживиться, как ни странно. У Мастера есть Маргарита, очень особенная такая Маргарита, которая все еще помнит о нем и на все пойдет ради него. Вот ведь странно, почему Воланд выбирает хозяйкой своего бала именно Маргариту? Вроде получается, что Мастера он как-бы не знает, но посылает своих приспешников с интересным предложением именно к Маргарите.

А что такое, собственно, бал Воланда? А по сути это черная месса, литургия наоборот. А что главное в литургии? Правильно, причастие святых Христовых таин. Вспомним же, как приготавливают Маргариту к балу. В самоцветном бассейне при свечах Маргариту омывают кровью. Вот хоть бейте меня, хоть стреляйте, для меня тут однозначная аллюзия с приуготовлением бескровной жертвы для причастия на литургии. А Маргарита и есть жертва. Весь бал она вынуждена стоять не шелохнувшись и каждый к ней подходил и целовал в колено, по сути причащаясь, и каждому она должна была хоть словечком хоть взглядом выразить свое расположение. После того, как все гости "причастились" ее, к тому моменту вступившую в сделку с сатаной (она по сути - предтеча антихриста), она вынуждена облетать все залы с веселившимися гостями, чтобы гости чувствовали ее присутствие. Опять же аллюзия с присутствием Бога в храме. Какие я еще увидела аллюзии? Кстати, я думаю их больше. Говорю, только о тех, что заметила я. Так вот. Гости являются на бал очень интересным образом, они являются , к примеру, прахом в гробах, и на глазах превращаются из праха в плоть. Ага, "чаю воскресение мертвых" - вот что приходит сразу в голову. Ведь по христианскому учению люди воскреснут в своих телах из того, что осталось от них после смерти на Земле, до чего догнили-разложились - из этого Господь и воскресит их плоть. Так что вот еще одна пародия сатаны на Бога. А вот еще голова Берлиоза, к примеру, дальновидно отрезанная на Патриарших и преподнесенная на балу на блюде. Ничего не напоминает? Правильно, напоминает отрезанную голову Иоанна Предтечи, который свидетельстовалал о Христе. Берлиоз же в точности до наоборот доказывал что Христа нет. Чудненькая аллюзия. И , напоследок, явление на бал барона Майгеля и его убийство. Барон Майгель, который якобы свой Воланду, на самом деле приходит на бал после общения с органами и указанием выяснить что происходит. По сути Майгель - Иуда, предатель. И его убивают. Его кровью наполняют чашу, Воланд из нее пьет за здравие присутствующих и заставляет Маргариту тоже выпить из этой чаши. Наверняка, и в этом, что-то есть , так сказать, но я существо не слишком образованное, чтобы сразу сообразить. Вот такой вот интересный бал состоялся в квартире №50.

А теперь хочется поговорить о Маргарите, столь легко вступившей в сделку с Воландом. Маргарита, с ее собственных слов, не могла иметь детей, и счастья вообще у нее не было, она долго плакала, а потом сделалась злая. Маргарита живет безбедно в роскошном особняке с мужем, который ее нежно любит не смотря на отсутствие детей. Не думаю, что Маргарита сделалась злая по причине отсутствия детей. Мужа она не любила не поэтому, просто не любила. А бросить не могла, человек хороший, да и жизнь с ним давала ей неограниченные материальные блага. Возможно, поэтому и сделалась злая. С Мастером она встретилась на пике своего внутреннего одиночества. И что же вы думаете - она бросила мужа? Нет, она начала вести двойную жизнь. Накануне исчезновения Мастера , после сожжения им рукописи, она, наконец-то решается вроде как порвать с мужем. Но мужа по счастливой случайности дома не оказывается, Маргарита обнаруживает исчезновение Мастера , после чего уже не думает об объяснении с мужем. Ну и правда? Мастера нет, куда ей, привыкшей жить в роскоши - идти? И не ищет она его по больницам-моргам. Вы все еще верите в любовь Маргариты к Мастеру? В любовь, за отрицание которой, автор книги грозится отрезать лгуну его гнусный язык? Верите? Ну ладно, присмотримся еще к Маргарите. В день, когда Воланд посылает к ней Азазелло с предложением, она просыпается с мыслью, что что-то сегодня должно произойти. Ей приснился Мастер. Она делает вывод, что либо Мастер умер, либо напоминает ей о себе. Поэтому это для нее особый день, либо она должна навсегда его вычеркнуть из памяти, либо он должен дать знать о себе. Но она очень даже готова вычеркнуть его из памяти, она хочет жить полноценной жизнью, и если Мастера больше нет, то она чуть ли не требует, чтобы он ее отпустил, чтобы она навсегда забыла о нем. Такая вот любовь интересная. Обычно, любящие люди бережно хранят образ своего ушедшего возлюбленного, скорбят, но бережно хранят. А тут совсем другое что-то. Но Мастер, если он жив , очень даже нужен Маргарите и как только она об этом узнает, не колеблясь идет на сделку с дьяволом. Зачем Маргарите Мастер? Наверное, он наполнял смыслом ее бессмысленную жизнь. Это лучшее что было у нее. Конечно, она цепляется за соломинку. Однако же теперь вспомним, как ведет себя Маргарита после бала. Ей ничего не предлагают, и она готова пойти и утопиться лишь бы не просить Воланда о том, что ей нужно. Выходит, гордыня ее сильнее ее "любви" к Мастеру. И за это ее хвалят и говорят, что так и надо, никогда никого ни о чем не просить, в противовес "просите и дано будет". И ей предлагают наконец-то озвучить свое желание. И что вы думаете? Маргарита просит вернуть Мастера??? Нетушки! Маргарита просит перестать подавать платок Фриде, которой она якобы дала надежду и которая верит в ее, маргаритину, мощь. Опять гордыня оказывается сильнее "любви" к Мастеру. А чего вы хотите от человека, вступившего в сделку с дьяволом? Так и должно быть. Маргарите дают второй шанс и она наконец-то озвучивает свое желание - чтобы ее, внимание, ЛЮБОВНИКА, Мастера вернули ей. Не любимого, а любовника. Что и требовалось доказать.
Поражает также, как легко и весело творила свою злобную месть Маргарита, когда разносила квартиру Латунского и била потом окна уже всему дому. И ничего не смутило ее на балу у сатаны, когда его слуги нашептывали ей в уши отвратильные истории об участниках бала. Она чувствовала себя во всем этом как рыба в воде. Да уж, под стать была ведомому Воландом Мастеру его Маргарита. Именно такая женщина была нужна Воланду, чтобы Мастер написал свой роман. Вспомним, что роман больше всего ее и интересовал, она делала все, чтобы он быстрее написался и жаждала его опубликовать. Так что вполне вероятно, и очень даже вероятно, что встречу нерешительного Мастера с решительной Маргаритой подстроил именно Воланд.

Почему Воланд в итоге убивает Мастера и Маргариту и восхищает, так сказать, их души, а не дает им жить в своем подвальчике как просила Маргарита? Во-первых, потому что нет у него такой власти, не только вернуть их туда, но еще и сделать их жизнь счастливой после всего этого. Во-вторых, Воланда об этом просит Левий Матвей, посланный Иисусом. Просит забрать Мастера к себе, дать ему покой, потому что света он не заслужил. Да и Маргариту заодно к себе забрать. Кто есть в данной ситуации Иисус, я ответить затрудняюсь. Мне эта часть книги вообще представляется неким заблуждением самого Булгакова относительно того, какая участь ждала Мастера и Маргариту после их художеств. Ему хотелось, чтобы все было именно так. А верит ли сам Булгаков в Бога? "Боги, боги!" - восклицает он в одной из последних глав. "Боги, боги!" - вторит ему в последней главе Иван Бездомный. К каким богам они обращаются? Не к тем, ли которых христиане бесами кличут?

И, разумеется, книга заканчивается повествованием о сотруднике института истории и философии, профессоре Иване Николаевиче Поныреве, ранее писавшем стишки под псевдонимом Бездомный, преемнике Мастера. Вылечился вроде Иван, да вот беда, весной в полнолуние впадает он в тревожность и снятся Ивану сны о Понтии Пилате и Иешуа. Приходят к нему Мастер и Маргарита, и дарует ему Маргарита во сне успокоение. И до следующего весеннего полнолуния его "исколотая память" не тревожит его. Но кто знает, может в один "прекрасный день" вытянет Иван Николаевич свой "счастливый билет", как некогда Мастер вытащил из корзины с грязным бельем выигрышную облигацию, оставит работу и засядет писать роман.

На фоне всего этого мы видим, как весело резвилась свита Воланда в Москве. А отчего же ей не порезвиться? Ведь москвичи такие доверчивые, так легко поддаются соблазнам дьявольской свиты и так искренне изумляются тому, что , оказывается, они вступили в сделку с дьяволом, пусть не в такую бесповоротную, как вступила Маргарита, но все же в сделку и все же с дьяволом. Наверное, каждому из нас стоит об этом помнить, когда мы творим какую-то неправду.

" Нет вчера или завтра. А все люди - современники."
Г. Горин
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 2 [только новые]


Глобальный модератор




Сообщение: 8140
Зарегистрирован: 13.01.07
Откуда: Россия, Сургут
Репутация: 31

Награды: Особая благодарность господину Глобальному модератору за раздел Православный календарь! Спаси Господи!Благодарность господину Глобальному Модератору за активность на форуме!!!Благодарность господину Глобальному Модератору за активность на форуме!!!За ежедневную и важную работу на форуме от LetБлагодарность за активную работу на форуме. П. Б.За верность форуму! админ
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.11.13 13:17. Заголовок: Let пишет: Мыслей о..


Let пишет:

 цитата:
Мыслей очень много. Попытаюсь привести их в относительный порядок.



Очень интересно.Очень глубокие размышления.За одно прочтение всё сразу и не освоить,попозже ещё раз перечитаю,а может и не раз. А вот по сути пока ничего не скажу,кажется всё довольно логичным и правильным,но всё же надо подумать ,а может и перечитать роман.Дело в том,что я его читал в совершенно разные периоды жизни (и по отношению к религии,и к жизни,и к любви),и каждый раз отношение к роману отличалось от предыдущего.Даже цепь событий как будь-то менялась,не говоря уже о героях и отношениях.


Не можешь изменить обстоятельства, измени свое отношение к ним! Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Сообщение: 5479
Настроение: кофейное
Зарегистрирован: 01.05.06
Откуда: Россия, Москва
Репутация: 20

Награды: Наша дорогая модератор неусыпно следит за порядком на форуме, за что ей большая благодарность!За искренность,за женственность!За ответственность!За верность форуму!
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.11.13 17:28. Заголовок: Там дейстительно чи..


Там дейстительно читать и читать, Николай Михайлович. Вот только сейчас до меня дошел смысл того, что происходило после убийства барона Майгеля на балу. Воланд пьет кровь барона Майгеля не за здравие присутствующих, как я написала, это не совсем так. "Я пью ваше здоровье, господа, - негромко сказал Воланд...". Не "Я пью за ваше здоровье", не "Ваше здоровье!" - традиционная сокращенная форма. А именно так. И без восклицательного знака. И почему-то негромко, чтобы, видимо, не все это услышали. Кстати, это особенно хорошо заметно в экранизации Бортко. Там эту фразу Воланд говорит в определенной интонации и становится понятно, что он пьет не за здоровье, а именно что пьет здоровье, в буквальном смысле, это его пища. Затем у него происходит метаморфоза в одеянии, он скидывает рубаху с заплатой (которую Кураев, как мне помнится, отождествлял с пародией на богослужебное одеяние) и оказывается в черной хламиде и со стальной шпагой на бедре. После чего он заставляет пить Маргариту. Выпить из одной чаши с сатаной кровь предателя - это не хухры-мухры, как мне кажется, это определенно имеет некий смысл.

Вообще, хорошо прочесть книгу, а потом посмотреть фильм Бортко. То, что ускользнуло при чтении, может стать очевидным при визуализации.

" Нет вчера или завтра. А все люди - современники."
Г. Горин
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 12
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет



CIROTA.RU
Форум Помоги делом БФ Человек и его вера Мастерская Павла Дикова
Сайт о ручной вышивке
Сайт прихода с. Аньково
Чат для православных Сайт о квадрoциклах