On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]

<Православия наставниче, /
благочестия учителю и чистоты, /
Вышенский подвижниче святителю Феофане богомудре, /
писаньми твоими Слово Божие изъяснил еси /
и всем верным путь ко спасению указал еси, /
моли Христа Бога спастися душам нашим.
Правила форума
Чат "Клон"


АвторСообщение
Глобальный модератор




Сообщение: 6720
Зарегистрирован: 13.01.07
Откуда: Россия, Сургут
Репутация: 30

Награды: Особая благодарность господину Глобальному модератору за раздел Православный календарь! Спаси Господи!Благодарность господину Глобальному Модератору за активность на форуме!!!Благодарность господину Глобальному Модератору за активность на форуме!!!За ежедневную и важную работу на форуме от LetБлагодарность за активную работу на форуме. П. Б.За верность форуму! админ
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.08.10 17:55. Заголовок: свт.Тихон Задонский


26 АВГУСТА (13 АВГУСТА СТ.СТ.) - ДЕНЬ ПАМЯТИ СВЯТИТЕЛЯ ТИХОНА, ЗАДОНСКОГО ЧУДОТВОРЦА, ЕПИСКОПА ВОРОНЕЖСКОГО



Святитель Тихон Задонский, в миру Тимофей Савельевич Соколов (или Соколовский), духовный писатель, родился в 1724 году в семье дьячка села Короцка около города Валдая в Новгородском крае.
Отец его вскоре по рождении сына умер. Семья осталась в такой бедности, что однажды мать решила отдать младшего сына богатому ямщику, который хотел его усыновить. Старший брат, Петр, занявший отцовское место причетника, умолил ее не делать этого.
— Мы научим Тиму читать, — говорил он, — и он будет где-нибудь пономарем.
Все же Тимофею часто за один кусок черного хлеба приходилось целый день работать у крестьян. Когда ему исполнилось 14 лет, как раз в этот год было постановлено детей духовенства этого возраста брать в солдаты. Но вскоре в Новгороде была открыта Семинария, и Тимофей в числе 200 юношей, при конкурсе 5 человек на место, поступил учиться. К учебе относился с полной ответственностью, и шаловливые его сверстники часто дразнили серьезного ученика, пели ему величание и кадили ему лаптями.
По окончании курса он был оставлен в Семинарии в качестве преподавателя и работал там до 30 лет. Время было определяться в семейном отношении. Его всегда влекло монашество и он был пострижен с именем Тихон. Вскоре он был назначен в сане архимандрита ректором Тверской Семинарии. Он читал лекции по нравственному богословию, впервые по-русски, вместо общепринятого в то время латинского языка.
В 1758 году он принял схиму и состоял сначала архимандритом Желтикова монастыря, затем — Отрочского.
В 1761 году он был возведен во епископа Кексгольмского и Ладожского, викария Новгородской епархии. Он вернулся в город, в котором прошла его юность. Среди встречавшего его духовенства были и бывшие его сверстники, и он шутливо напомнил им их детские шалости, связанные с многолетием и каждением.
В 1763 году он был назначен епископом Воронежским. Епархия была огромная — от Орла до Черного моря, но чрезвычайно запущенная. Духовенства было мало, население, сильно разбросанное, одичало и было невежественно и суеверно. Среди высшего класса было много вовсе неверующих.
Вступив на самостоятельную кафедру, молодой епископ в сочинении «О седми святых Таинствах» преподал священникам смысл совершаемых обрядов, а также истинное понятие об исповеди в сочинении «Прибавление к должности священнической о тайне святого покаяния».
Он старался развить пастырей в духе истинно-христианского понимания, побудить их к живому общению с паствой и приказывал читать на литургии в праздничные или воскресные дни Толковое Евангелие или полезные слова из Пролога, сам говорил образцовые проповеди для церковнослужителей и приглашал для этой цели Ивана Васильевича Турбина из славяно-греко-латинской Академии.
Он регулярно объезжал огромную епархию. Он отменил телесное наказание священников, воздействуя на них добрым словом и примером. Он заводил сам и содействовал устройству школ в г. Острожске и Ельце, открыл в Воронеже, почти не имея никаких средств. Семинарию, заботился о ее процветании, составил «Инструкцию, что семинаристам должно наблюдать». Для монастырей он составил 15 статей Устава. Дома святитель проводил ночи за письменным столом.
Все эти неустанные труды не могли не сказаться на его состоянии. Здоровье пошатнулось. Его влекли уединение и молитва, и в 1767 году он подал прошение об увольнении его на покой. Он поселился вначале в Толшевском, а затем — в Задонском Богородицком монастыре. Прежде всего он раздал все свое имущество, оставив себе лишь самое необходимое. Пенсию свою он также раздавал нуждающимся. Часто под видом простого монаха он выходил на базарную площадь и расспрашивал приезжих о их нуждах, а затем посылал им помощь. Он любил собирать к себе бедных детей, учить их молитвам и оделять их хлебом и мелкими деньгами.
Для уединенной молитвы он запирался в своей келии и оттуда до келейников доносились его молитвенные вздохи: «Господи Иисусе, помилуй мя!». Его видели иногда осиянным благодатным светом. Однажды он сподобился явления Распятого Господа Иисуса Христа.
Дневной распорядок святителя был таков. Всегда бывал у ранней литургии, после нее писал. За обедом слушал чтение Ветхого Завета и творения Иоанна Златоуста, а после вечерни — Новый Завет.
Этот обычный древний порядок прерывался делами милосердия, приемом посетителей и работой в саду.
Любимым его занятием были литературные труды. Он написал множество духовных произведений: «Сокровище духовное, от мира собираемое», «Истинное христианство», «Письма келейные» и другие. Диктовал он обычно своим келейникам, прохаживаясь по комнате. Его творения до последнего времени остаются любимым чтением благочестивых русских людей.
О благотворительности святителя уже при его жизни ходили легенды. Особенно любил он город Елец за благочестие его жителей и называл его Сионом. Он регулярно посылал туда своих друзей со щедрой помощью. Около Тулы он устроил богадельню и поручил ее заботам близкого ему священника.
Денежную помощь посылал он и в город Ливны. Не забывал и свою далекую северную родину. Особенно любил он помогать крестьянам. Задонск стоял на большой дороге, и домик святителя Тихона был настоящей странноприимницей. Больных он укладывал в собственную кровать. Скончавшихся отпевал и погребал сам.
Когда Задонск разросся и стал большим городом, он, избегая шума и многолюдства, иногда уезжал в деревню к своим друзьям или просто в одно уединенное место, которое он любил, и где, впоследствии, возник Тихоновский монастырь.
К желающим принять монашеский постриг подходил с большим вниманием. Далеко не каждому давал он благословение. Чаще советовал им жить в миру по-христиански. Но если видел в кандидате истинную склонность к монашеской жизни, то такого уже не оставлял своей заботой.
Свои благодатные дары прозрения и чудотворения святитель Тихон тщательно скрывал. Он мог ясно видеть мысли своего собеседника, предсказал наводнение 1777 года в Петербурге; а в 1778 году — рождение будущего Императора Александра I, предсказал победу России и поражение Наполеона в войне 1812 года.
«Господь Бог во многих случаях его слушал», — писал один из его келейников. Этого келейника святитель Тихон во время его опасной болезни исцелил словами: «Иди, и Бог тебя помилует».
Дар чудотворения святителя проявлялся и после его кончины и даже с еще большей силой.
Последние годы своей жизни святитель Тихон посвятил молитве и почти полному уединению, готовясь к смерти. Кроме близких друзей, отца Митрофана, Бехтеева, Судейкина и келейников он никого не принимал. А когда в монастыре временно разместили тюрьму, свои выходы святитель вовсе прекратил, хотя саму тюрьму, ради утешения заключенных, посещал тайно, ночью. За безвинно заключенных хлопотал перед властями лично.
За три года до смерти он услышал тихий голос: «Кончина твоя будет в день недельный». После этого ему было сказано во сне: «Потрудись еще три года». За год и три месяца до смерти его разбил паралич левой стороны, и он окончательно слег. А незадолго до кончины он увидел во сне, что поднимался по высокой лестнице, и много людей следовало за ним и поддерживало его.
Он понял, что эта лестница означает его путь в Царство Небесное, а люди — те, кто слушали его и будут его поминать.
В последние дни его жизни к нему стали приходить прощаться его близкие, но за два дня до кончины он прекратил прием. До последних минут он был в полной светлой памяти и постоянно творил молитву.
Скончался святитель Тихон 13 августа 1783 года в 6 часов 45 минут утра, 59 лет. День был воскресный. Отпевал его близкий друг, епископ Воронежский Тихон III. В надгробном слове святитель Тихон сказал, как тяжела для него эта утрата, и что еще более тяжкой она будет для всех несчастных и обездоленных, которые находили помощь и утешение у почившего святителя.
Через несколько лет святитель Тихон явился во сне монаху Митрофану и сказал ему:
— Бог хочет меня прославить.
Нетленные мощи святителя были обретены в 1845 году, а 13 августа 1861 года он был причислен к лику святых. Задонские торжества прославления собрали к его раке бесчисленные толпы народа со всех концов России. Исцеления от его мощей бесчисленны. Святитель Тихон Задонский — один из наиболее почитаемых народом русских святых.


По материалам сборника "Жития Святых мужей", сост. В.С. Русак

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Новых ответов нет


Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 15
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет



CIROTA.RU
Форум Помоги делом БФ Человек и его вера Мастерская Павла Дикова
Сайт о ручной вышивке
Сайт прихода с. Аньково
Чат для православных Сайт о квадрoциклах