На просторах сети Интернет можно встретить различные сайты, именующие себя православными, однако же, ни по духу, ни по содержащей на них информации совершенно не являющиеся таковыми. Впрочем, могут задать вопрос – а каковы критерии «православности» того или иного проекта? Думаю, что буду прав, если выражу следующую мысль – православным можно назвать только тот виртуальный проект, который:
1. Имеет живую связь с иерархией или духовенством. Поэтому большинство епархиальных сайтов и страниц православных священников можно смело признать православными по наличию этого признака. Но, как кажется автору, многие сайты воцерковленных мирян ничем не уступают первым. Ведь живая связь владельца или администратора сайта с Церковью непременно отразится на содержимом проекта.
2. Критическое отношение к материалам проекта, не допускающее публикаций, подобных «Житию Матронушки» от Ждановой или рассказов о схимничестве о. Николая Гурьянова. Если такие материалы и могут быть размещены на сайте, то лишь с уточнением, что администрация не разделяет позиций авторов. Но даже в таком случае «сказкам» должен быть посвящен отдельный раздел и их количество не должно быть доминирующим на сайте. Иначе это уже пропаганда мракобесия, которой не место на проекте, позиционирующим себя как православный. Также недопустимо на сайте размещение материалов спорного характера, который не поддерживается большинством духовенства, соборным разумом Церкви или противоречит Писанию и Преданию, если эти материалы не предваряются критическим или предупреждающим предисловием редакции.
3. Не допускает на страницах сайта осуждение священноначалия и духовенства по вероучительным вопросам, а по вопросу икономии Церкви лишь выражает свое видение проблемы, но не допускает навязывание своей, отличной от священноначалия, точки зрения как единственно верной.
Есть и другие признаки проекта, которые делают его частью Праврунета[1]. Думаю, что в комментариях этот вопрос можно обсудить подробно.
Сайты же, которые не имеют вышеперечисленных признаков, могут именоваться лишь псевдоправославными, мимикрирующими под Православие с целью заполучить аудиторию.
Про один такой, квазиправославный сайт и хотелось рассказать подробнее.
бог[2] – не истина
Незаслуженно занимая домен с наименованием бог-истина, сайт
http://bogistina.info/ справедливо называется «Демоны среди нас». Да, тот «бог», который проповедуется на страницах данного проекта, не является и не может быть Богом христианским, Богом – Творцом. Потому как выглядит этот «бог» достаточно бледно на фоне «демонов», которые, по мнению авторов проекта, правят миром. Правят почти безраздельно, потому что иных методов борьбы с ними, нежели заговоры и заклинания, авторы сайта не предлагают.
Зато методы борьбы с одержимостью просто удивляют своей навязчивостью по отношению к ребенку. Предположив, что девиантное поведение ребенка есть следствие одержимости (а других причин, по мнению авторов сайта[3] и быть не может), родителям предписывается при совершении провинности перед вами или в школе [ребенок – авт.] должен коленопреклоненно каяться в грехах, и просить прощения у Господа перед иконостасом. В качестве наказания заставляйте ребёнка читать молитвы и учить их. Вы должны понять, что криком и битьём ребёнку не помочь, бесу только этого и надо. Просьбы к ребёнку помолиться сначала у него могут вызывать ненависть, и агрессию. Поймите, что бес всеми силами стремится остаться в ребёнке и будет противодействовать тому, что может ему повредить и убить его. Заставляйте молиться обязательно.[4] Можно себе представить, каковы будут последствия, если невоцерковленного (да и воцерковленного – тоже) ребенка начать воспитывать таким образом. Ни к чему, кроме как к отторжению, привести подобный метод не может. Но ведь, как кажется, у авторов статьи иные цели. Хотя, читая пассажи, подобные этому: Стоя с вами на православной службе, ребёнок может вцепиться вам в руку, начать с заискивающей улыбкой заглядывать вам в лицо, «бодать», как будто рожками, вам головой бок, лукаво улыбаясь при этом, у ребёнка может внезапно разболеться нога и он будет просто наваливаться на вас, хныча, что он устал начинаешь сомневаться во вменяемости и в истинных целях авторов статьи. Может быть, цель – посеять недоверие к ребенку как к свободной личности, научить родителей во всяком проявлении детского поведения видеть одержимость? Тогда счастье близко, цель ясна[5]. Эта цель авторами достигнута.
… чудес и знамений ищет[6]
Страшные события описаны на сайте. Сначала начали мироточить иконы, потом произошло самовозгорание.
Выводы комиссии пока не оглашаются, храм закрыт, службы прекращены, престола, как свидетельствует побывавший после этого в храме священник, в алтаре нет[7]. Если события и вправду имеют место, тогда это явная трагедия. Но, может быть стоит подождать оглашения результатов заседания комиссии? Но нетерпение авторов сайта таково, что объяснение, хотя бы в духе предсказаний синоптиков не замедлило себя ждать: одни говорят, что это к скорби, другие считают наоборот, что чудеса с иконами призваны укрепить людей в вере. Все зависит от веры людей, от их духовного состояния и настроения, от положения дел в церкви, стране и мире.[8] Конечно, человеку свойственно любопытство в подобных вопросах, но безопасно ли, не имея духовного разумения или, хотя бы богословского образования, давать объяснение тому, что лежит за пределами заурядного? Впрочем, ссылка на известный постоянному читателю раздела сайт
http://www.cofe.ru все ставит на свои места. Перед нами очередной проект, живущий слухами, сплетнями и снами о ножках Государя[9]
Неудивительно, что Господь называл ищущих чудес и знамений народом прелюбодейным и грешным[10]. Только греховное любопытство и духовная лень может спровоцировать поиски подобных чудес.
Псевдомолитвы и псевдодуховность.
Молитвы, размещенные на этом сайте, создают впечатление, что христианин, это не человек, верящий в Божий промысел, а шаман и заклинатель. Кроме самочинных молитв[11] более-менее нейтрального содержания есть еще и обращения ко Господу, приписывающие метафизичность злу (не результатам зла, но помыслам и поступкам): Если же какое-либо зло замышлено или сделано против меня, возврати его в преисподнюю[12]. Есть и выражения, непостижимые сознанию автора: Кто убо стяжав молитву сию во своем дому да будет соблюден от всякаго ухищрения диавольского, потвора, отравы злыми и лукавыми человеками, от заклинаний и всякаго колдования и чародеяния, и да бежат от него бесы и да отступят злые духи[13]. Стяжав молитву в дому – это как? Написать ее и положить под порог или под иконы? Благочестивая рекомендация – бороться против колдовства методами магии. Еще замечательный пример магического подхода к молитве видим в молитве священномученика Киприана[14] Автор даже затрудняется цитировать какой-то отрывок из нее, так как это творчество – предел магического отношения к молитве, который ему приходилось встречать на сайтах, позиционирующихся как православные. Если уж читать ее – то с начала и до конца.
Удивительно, что в этом длинном списке не удалось найти Молитву задержания[15]. Но это не значит, что про нее на сайте ничего нет. Видимо она стала настолько популярной, что достаточно просто упомянуть про ее значимость и действенность. Упомянуть в разделе Говорят бесы (из записной книжки священника)[16]. Интересно, где подобному научился священник – заносить в записную книжку слова тех, кому Господь запретил говорить[17]?
Отчитка – куда же без нее?
О современной популярности отчитки говорить не приходится – поклонникам этого более чем сомнительного действа слова священников[18], богословов[19] и даже Патриарха[20]
Более всего удивляет, что слова почившего Святейшего были проигнорированы «экзорцистами». До сих пор и в крупных монастырях, благо, немногих и на глухих приходах совершается отчитка, совершение которой – прямое непослушание Главе Поместной Церкви.
И в данном вопросе сайт
http://bogistina.info/ не мог не отметиться. Конечно же, посвятив свой сайт борьбе с демонами, отчитку нельзя обойти вниманием. А то, что слова Святейшего и ведущих богословов остались «за кадром» - неважно, ведь есть столько «замечательных батюшек», которые в угоду человеческому своеволию совершат то, что запрещено священноначалием.
В завершение – сектантская литература
Кратко просмотрев содержание рецензируемого сайта, заметил новое поступление - 2008-12-03 обновлена православная библиотека - добавлена Книга о Генеральной исповеди (редкое издание!). Действительно, издание редкое, так как написано и издано это малораспространенной сектой схимонаха Симона (Ширяева). Прочитав про эту секту более-менее подробно[21], думаю, стоит определиться в том, что сайтам, подобным «демонам среди нас» не место в каталоге праврунета[22]. Тогда что он там делает? Думаю, что причина тому – отсутствие времени у редакторов каталогов. Эта публикация может обратить внимание на досадную ошибку.
[1] Термин «изобретен» автором в 1999 году, хотя, вполне может быть, что и до него кто-то придумал это наименование.
[2] Автор сознательно пишет слово бог в заголовке со строчной буквы.
[3] Статья не подписана, поэтому резонно предположить, что автор – администрация сайта.
[4]
http://bogistina.info/iszeleniye/deti_iscelenie.shtml [5] И. Семенов, Направление главного удара
[6] Мф. 12:39
[7]
http://bogistina.info/miro/index.shtml [8] Ibidem
[9]
http://www.pravkniga.ru/obman.html?id=999 [10] Мф. 12:39
[11] Например,
http://bogistina.info/molitvi/iscelenie_odergimosti.shtml [12]
http://bogistina.info/molitvi/mol_protiv_char.shtml [13]
http://bogistina.info/molitvi/kiprian_ot_nechistoy_sili.shtml [14]
http://bogistina.info/molitvi/kiprian_ot_nechistoy_sili.shtml [15] О ней см.
http://www.pravkniga.ru/obman.html?id=807 [16]
http://www.bogistina.info/exorcism/govoryat.shtml [17] Лк. 4:35
[18]
http://www.pravkniga.ru/faq.html?id=31 http://www.pravkniga.ru/faq.html?id=48 http://www.pravkniga.ru/faq.html?id=3066 [19]
http://www.k-istine.ru/occultism/occultism_osipov.htm [20]
http://www.pravpiter.ru/pspb/n117/ta010.htm [21]
http://www.iriney.ru/books/006.htm [22] Например, в каталоге
http://www.hristianstvo.ru/ этот сайт находится в 3 рубриках.
http://www.pravkniga.ru/obman.html?id=1273